ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Владение иностранным языком является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного специалиста в области технических и экономических наук. Вузовский курс иностранного языка носит профессионально ориентированный характер, поэтому его задачи определяются в первую очередь коммуникативными и познавательными потребностями специалиста данного профиля. Овладение иностранным языком рассматривается как приобретение студентом коммуникативной компетенции, уровень которой позволяет пользоваться языком практически.

Изучение дисциплины “Иностранный язык” преследует практические, образовательные и воспитательные цели.

Практическая цель определяет практическое овладение студентом иностранного языка, т. е. целью обучения является подготовка студента к обучению на иностранном языке в устной и письменной формах, это предполагает наличие таких умений в различных видах речевой деятельности

Образовательная цель иностранного языка связана с возможностью приобщиться с его помощью к источникам информации, с приобретением навыка работать с научной литературой, с расширением общего и профессионального уровня, с овладением умения общаться с зарубежными партнерами, с повышением культуры речи и т. д.

Воспитательная цель курса иностранного языка реализуется в готовности специалиста содействовать налаживанию межкультурных связей, относиться с пониманием и уважением к духовным ценностям других народов.

Реализация образовательной и воспитательной целей находится в прямой зависимости от успешного решения практических задач.

Цель курса “Иностранные языки” состоит в формировании познавательной, воспитательной и образовательной компетенции будущего специалиста.

Основными задачами курса являются:

- формирование умений и навыков иноязычной компетенции специалиста;

- формирование умений и навыков читать иноязычные тексты (по профилю специальности) с целью извлечения нужной информации, изучения вопроса.

Тематическое содержание дисциплины “Иностранный язык” включает: социально-бытовое общение (работа, хобби, биография), стереотипы поведения в ситуациях бытового общения; социокультурное общение (портрет страны изучаемого языка и Республики Беларусь, образование, спорт, экология, события культурной жизни); социально-политическое общение (страны изучаемого языка и Республика Беларусь); учебно-профессиональное общение (представление о структуре и характере профессиональной деятельности специалиста, ее социокультурные особенности); темы по профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- систему иностранного языка в его фонетическом, лексическом и грамматическом аспектах;

- словообразовательные и синтаксические структуры и схемы реализации речи;

- правила лексической сочетаемости и оформления речевой деятельности;

- социокультурные нормы бытового и делового общения в современном поликультурном мире;

- историю и культуру страны изучаемого языка;

должен уметь:

- осуществлять речевую деятельность необходимого вида в соответствии с коммуникативной задачей и схемой взаимодействия в общих сферах общения (повседневная, социально-общественная) и в сфере своей профессиональной деятельности;

- анализировать специальные, общенаучные и социально-политические тексты на иностранном языке;

- употреблять базовые грамматические структуры в речи;

- вести общение на иностранном языке;

- использовать правила речевого этикета;

- понимать значение лексических единиц на уровне, обеспечивающем понимание, в целях осуществления профессиональных задач;

- использовать словарный запас, включая идиоматические и разговорные выражения и практически безошибочно и уместно их употреблять;

владеть:

- всеми видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), предполагающими разную степень понимания прочитанного;

- умением находить конкретную информацию (определение, правило, цифровые и другие данные);

- навыками подготовленного и неподготовленного высказывания;

- навыками реферирования и аннотирования профессионально ориентированных и общенаучных текстов;

- умением воспринимать на слух иноязычную речь в естественном темпе (аутентичные монологические и диалогические тексты, в том числе профессионально ориентированные), с разной полнотой и точностью понимания их содержания.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Владение иностранным языком является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного специалиста в области технических и экономических наук. Вузовский курс иностранного языка носит профессионально ориентированный характер, поэтому его задачи определяются в первую очередь коммуникативными и познавательными потребностями специалиста данного профиля. Овладение иностранным языком рассматривается как приобретение студентом коммуникативной компетенции, уровень которой позволяет пользоваться языком практически.

Изучение дисциплины “Профессионально-ориентированный иностранный язык” преследует практические, образовательные и воспитательные цели.

Практическая цель определяет практическое овладение студентом иностранного языка, т.е. целью обучения является подготовка студента к обучению на иностранном языке в устной и письменной формах, это предполагает наличие таких умений в различных видах речевой деятельности.

Образовательная цель иностранного языка связана с возможностью приобщиться с его помощью к источникам информации, с приобретением навыка работать с научной литературой, с расширением общего и профессионального уровня, с овладением умения общаться с зарубежными партнерами, с повышением культуры речи и т. д.

Воспитательная цель дисциплины “Профессионально-ориентированный иностранный язык”  реализуется в готовности специалиста содействовать налаживанию деловых и межкультурных связей, относиться с пониманием и уважением к духовным ценностям других народов.

Реализация образовательной и воспитательной целей находится в прямой зависимости от успешного решения практических задач.

Цель курса “Профессионально-ориентированный иностранный язык” состоит в формировании у обучающихся заключительных навыков практического владения иностранным языком для использования его в профессиональной деятельности при решении деловых, научных, политических, академических, культурных задач.

Основными задачами курса является:

–              углубление знаний правил о языковом строе изучаемого языка;

–              дальнейшее совершенствование навыка ведения диалога на иностранном языке по общеэкономической и профессиональной тематике, а также научной полемики;

–              дальнейшее изучение видов и форм деловых контактов, этики делового общения;

–              совершенствование навыков изучающего и просмотрового чтения текстов, представляющих профессиональный интерес;         

–              совершенствование у обучающихся навыков выборочного и полного перевода на русский язык экономического текста, представляющего профессиональный интерес;

–              совершенствование умения составлять и осуществлять монологические высказывания по профессиональной тематике (научные доклады, презентации, выступления, сообщения);

–              дальнейшее совершенствование навыка восприятия и понимания общего содержания речевых отрезков, произносимых на иностранном языке в обычном темпе речи (лекций, докладов и др.) по общеэкономической и профессиональной тематике;

–              дальнейшее совершенствование навыков написания на иностранном языке отдельных видов документации, деловой корреспонденции, отчетов и др.

Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям выпускника. Дисциплина “Профессионально-ориентированный иностранный язык” включена в унифицированные рабочие планы экономических специальностей.

Данная программа освещает этап обучения иностранному языку и является естественным продолжением учебной программы “Иностранный язык”.

Обучение иностранному языку по дисциплине “Профессионально-ориентированный иностранный язык” тесно взаимосвязано  с первым (базовым) этапом по целям, содержанию и методам обучения.

В связи с последним направлением в системе обучения студентов экономических специальностей дисциплина “Профессионально-ориентированный иностранный язык” тесно связана с рядом специальных дисциплин, что обеспечивает практическую направленность в системе обучения и соответствующий уровень использования иностранного языка в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, иностранный язык становится рабочим инструментом, позволяющим выпускнику постоянно совершенствовать свои знания, изучая современную иностранную литературу по соответствующей специальности. Наличие высокой коммуникативной компетенции дает возможность выпускнику вести плодотворную деятельности по изучению и творческому осмыслению зарубежного опыта в профилирующих и смежных областях науки и техники, а так же в сфере делового профессионального общения.

Достижение планируемого результата при изучении дисциплины “Профессионально-ориентированный иностранный язык”, реализация задач, сформулированных в предыдущем разделе данной рабочей программы, должно быть обеспечено соответствующим уровнем систематичных, осознанных и устойчивых знаний, умений и навыков выпускника, включающих:

–              знания языкового материала, активное владение ключевыми словами-терминами;

–              знания правил о языковом строе изучаемого языка;

–              умение вести диалог с выражением определенных коммуникативных намерений;

–              умение составлять и осуществлять монологические высказывания по профессиональной тематике (доклады, презентации, выступления, сообщения);

–              навык восприятия и понимания содержания речевых отрезков, произносимых на иностранном языке в обычном темпе речи (лекций, докладов и др.) по общеэкономической, профессиональной, страноведческой тематике;

–              навык фиксирования полезной информации при аудировании;

–              навык изучающего чтения, предполагающий полное понимание содержания оригинальных текстов по общеэкономической и профессиональной тематике с использованием словаря;

–              навык просмотрового чтения, предполагающий понимание общего содержания оригинальных текстов по общеэкономической и профессиональной тематике без использования словаря;        

–              навык написания на иностранном языке отдельных видов документации (автобиографии, резюме, заявления о приеме на работу, деловые письма).